Директор АНО «ЭПИ», координатор проектов Калужского регионального отделения Союза добровольцев России Михаил Чупринин: «Добровольцем зовётся человек, который по велению сердца, добровольно делает добрые дела. Посвящая конкурс чтецов Году добровольца, мы просим детей не забывать, как хрупок мир вокруг, и повседневно заботиться о его сохранении. Ведь любить природу и беречь её нужно не только в установленные календарные даты, а каждый день и для этого просто необходима добрая воля каждого из нас».

В 2018 году эстафету конкурса чтецов «Природа – источник вдохновения», переданную Барятинским и Куйбышевским районами, приняли Износки. Видя большую пользу для пропаганды чтения, эстетического воспитания и экологического просвещения молодёжи, предложение о его проведении сразу поддержала администрация Износковского района, а главным помощником в реализации идеи стал районный отдел образования. Благодаря такой серьёзной поддержке, конкурсное мероприятие прошло на хорошем организационном уровне, за что его инициаторы очень признательны своим партнёрам-соорганизаторам.

Конкурс «Природа – источник вдохновения» состоялся в Износках 15 февраля.


Союз добровольцев России

В этот день участники мероприятия вспоминали известные февральские даты экологической направленности. К сведению, 2 февраля отмечается Всемирный день водно-болотных угодий, 14 – День действий в защиту рек, воды и жизни, 19 – Всемирный день защиты морских млекопитающих или День китов, 27 – Международный день полярного медведя. А всего, по подсчётам добровольцев, выступавших ведущими программы творческого состязания, в календаре 2018 года насчитывается около 80 праздников и памятных дат, касающихся защиты окружающей среды. Общаясь с учащимися, представители АНО «ЭПИ» и добровольческого движения убедились, что в школах эти природоохранные дни известны и изучаются.

Стоит отметить, что Износковский район проявил рекордную для конкурса активность. В нём приняли участие 32 школьника. Заявки поступили от всех шести общеобразовательных учреждений муниципалитета. Мятлевская, Износковская, Извольская, а также школы д. Ивановское, д. Хвощи, с. Шанский Завод посчитали, что детям будет полезно ещё раз прикоснуться к прекрасной литературе, в которой не только воспевается красота природы, но и поднимаются глобальные проблемы, связанные с губительным воздействием на неё человека.

Чтобы разместить большое количество участников и сопровождавших их педагогов, местные власти предоставили замечательный зал в новом культурно-спортивном центре «Олимп». Здесь было уютно и всем хватило места. Наличие настоящей сцены, кулис, звука, света и стойки микрофона настраивало волнующихся конкурсантов на ответственное выступление перед жюри, которое, конечно же, тепло поприветствовало конкурсантов и пожелало им удачи.

Выступления чтецов длились два часа. Но они, по единогласному мнению присутствовавших, пролетели как-то незаметно. За это время окружающий мир предстал перед слушателями во всей своей невообразимой красе. Через стихи известных русских поэтов А. Пушкина, Н. Заболоцкого, С. Есенина, И. Бунина, Н. Некрасова и многих других прозвучала ода русской природе – столь прекрасной, неповторимой, суровой, нежной, родной… Она может исцелить душу яркими красками листопада, сверканием снега на солнце, цветущими садами, грибным дождём… А, может и ввергнуть в пучину страха и отчаяния, когда, например, «средь неведомых равнин» разыграется такая метель, что «мутно небо» и «слепит очи» и чудится, будто в «беспредельной вышине» «мчатся бесы рой за роем», грозя сбившимся с дороги путникам гибелью.

Бесконечны, безобразны,

В мутной месяца игре

Закружились бесы разны,

Будто листья в ноябре…

Сколько их! Куда их гонят?

Что так жалобно поют?

Домового ли хоронят,

Ведьму ль замуж выдают?

Много интересного узнали участники мероприятия о животных, об их повадках и непростых взаимоотношениях с человеком. О жизни братьев наших меньших чтецы рассказывали и в стихах, и в прозе. Готовясь к конкурсу, школьники обращались, например, к творчеству знаменитого канадского писателя и художника-анималиста Эрнеста Сетон-Томпсона, произведения которого пропитаны любовью к своим героям и не всегда имеют счастливый конец. Надо сказать, что рассказы Томпсона, написанные в прошлом веке, актуальны и сегодня. Они помогают формированию «экологического мышления», необходимого для охраны природы.

Конкурсанты также продемонстрировали, что их волнуют экологические проблемы современности, а именно загрязнение окружающей среды. Яркие картины из фильмов-ужасов об техногенном апокалипсисе нарисовали ребята в воображении сидящих в зале, прочитав наизусть стихотворения В. Глебова, А. Игнатовой, В. Киш и Н. Осьмак. В произведениях этих авторов природе остаётся только ахать в бессилье, когда в озера стекают «удобрения и мазут», когда лужайки захламляются всевозможным мусором, когда нещадно вырубаются леса, когда в лесной чаще не встретишь даже лисицы…

Не цветет в траве фиалка.

Рыбы нет в глубинах рек.

Слева – свалка, справа – свалка,

Посредине – человек.

Что стоишь – глядишь уныло?


Раньше думать надо было!…

А теперь, в том числе через литературный конкурс, нам остаётся только взывать к разуму «венца природы», чтобы он образумился и уберёг всё живое от вымирания. Лично я считаю, что с поставленной задачей все конкурсанты справились отлично. Однако в соответствии с конкурсными условиями жюри выбрало лучших чтецов в трех возрастных группах. Знакомьтесь с их именами!


Союз добровольцев России

Первая категория участников – учащиеся 1-4 классов. Она оказалась самой многочисленной. В списках насчитывалось 15 конкурсантов. 1 место заняла Залина Харитонова («Бесы», А. Пушкин), Извольская школа; 2 место – Милена Семченкова («Белые стихи», С. Михалков), Мятлевская школа; 3 место поделили Анна Гренадёрова («Вишня», М. Исаковский) и Тарас Домнин («Недалёкое будущее», А. Игнатова), Износковская школа.

– Малыши, несомненно, покорили сердца взрослых. Возможно, они где-то тушевались и сбивались с текста, но брали своим обаянием. Тому пример Тарас Домнин со своим многозначительным после затянувшейся паузы «Всё!» в концовке, – прокомментировал результаты Михаил Чупринин.

Вторая категория участников – учащиеся 5-8 классов. 1 место заняла Екатерина Тимошина из школы в д. Ивановское, разъяснившая, «Отчего кошку назвали кошкой» (монгольская сказка в переводе С. Маршака). Да потому что она сильнее мышки! Вот так! 2 место у Муслимы Бобомуратова («Грибной дождь», А. Сурков), школа д. Хвощи. На 3 месте – Анжелика Тришкина («Поэма весны», Н. Заболоцкий), школа д. Ивановское.

На удивление, большой интерес к конкурсу проявили старшеклассники. Восемь конкурсантов – серьёзная конкуренция! Старшие ребята показали достойную похвалы зрелость при выборе тем. В итоге среди учащихся 9-11 классов весь пьедестал почёта достался представителям школы д. Хвощи. 1 место заняла Татьяна Николаева («Засуха», Н. Заболоцкий); 2 место – Анастасия Герасенкова («Долго в полдень вчера я сидел у пруда», З. Гиппиус); 3 место – Лада Устимова («Русская природа», В. Рождественский). Дополнила эту призовую тройку Сугдиена Ахмадалиева («Бесы», А. Пушкин), Износковская школа – 3 место.

Наступила церемония награждения. Прежде всего, всем участникам конкурса чтецов «Природа – источник вдохновения» были вручены сладкие призы и памятные значки. Победителей и призёров наградили дипломами и подарками. Школьникам, любящим читать, подарили книги уроженцев Калужской области. Домашние библиотеки детей пополнили добрые издания кировских поэтесс сестёр Юдиных и военно-лирический сборник спас-деменского писателя Андрея Ребенка.

Кроме того, по уже сложившейся традиции, помимо основных наград жюри приготовило ещё и специальные.

Так, в номинации «Самый юный чтец» была поощрена ученица 1 класса Износковской школы Варвара Кукушкина за «Четыре желания» К. Ушинского. Эта история всем нам отлично знакома. Она о том, какое время года лучше. Зимой здорово «кататься на саночках с ледяной горы», весной – бегать «за пёстрыми бабочками по зелёному лугу», летом – ловить рыбу, ходить за ягодами и кувыркаться в душистом сене, а осенью – отдыхать в саду, собирая спелые плоды — румяные яблоки и жёлтые груши. Какой же тогда период года самый-самый? Ответ однозначный: каждый прекрасен по-своему!

Диплом «За актёрское мастерство» заслужила Алина Новикова (Износковская школа, 9 класс). Она артистично исполнила (даже с применением вокала) стихотворение «Отговорила роща золотая» С. Есенина.

«За оригинальность выбора текста» диплом получила Диана Губина (школа с. Шанский Завод, 9 класс). Конкурсантка произвела впечатление стихотворением Э. Асадова «Микроклимат». Смысл его в том, что какой бы ни придумала финт природа за окном, заливая всё дождём или изнуряя всё жарой, погода в душе человека зависит от совершенно иных причин.


Союз добровольцев России

Завершая мероприятие, со словами благодарности к детям и подготовившим их педагогам обратились заведующая районным методическим кабинетом Галина Матяшова и директор АНО «ЭПИ» Михаил Чупринин. Галина Владимировна сказала, что она гордиться юной порослью Износковского района. «Мы привыкли встречаться с вами на традиционном конкурсе «Живая классика». Однако вам внепланово выпало новое творческое испытание, и вы выдержали его достойно», – подчеркнула она. А Михаил Владимирович в свою очередь пригласил износковских ребят активнее участвовать в других делах организации «экопатриотов» и добровольческого движения.

Обзор подготовила Оксана Баркова.

Фотографии Михаила Чупринина.

Подборка стихотворений об экологии размещена здесь.

Адрес:
Телефон:

Наш сайт использует файлы cookies, чтобы улучшить работу и повысить эффективность сайта. Продолжая работу с сайтом, вы соглашаетесь с использованием нами cookies и политикой конфиденциальности.

Принять